С детства любил железную дорогу и должен сказать, даже оказавшись инвалидом-колясочником и вынужденно отправившись в дальнее железнодорожное путешествие на лечение, пережив (думаю, не преувеличу) дикие условия неприспособленности для маломобильных людей всей дорожной инфраструктуры 90-х годов, специфическая уютная атмосфера железной дороги свою прелесть для меня не утратила.
А в конце 90-х в ж/д поездку я отправился на лечение в Курган со своими родными. Судя по тем чудесам эквилибристики, что моим родным-сопровождающим пришлось демонстрировать на протяжении всего пути, ни о какой доступной среде в стране тогда представления не имели. Чего стоило перебраться по подземному переходу на нужную платформу! И если спуститься по ступенькам худо-бедно было можно, хотя тоже нелегко, то затаскивать по ним же на высоту приблизительно третьего этажа человека в коляске – это было из разряда сверхэкстремального трюка, так как пандус, который там всё-таки наличествовал, мало того что не подходил по ширине колёс, но и был банально не очищен от снега и льда, а дело было в снежном ноябре…
Про ступени в вагон (про их высоту), как и о ширине прохода внутри самого вагона знает любой, кто ездил поездом. Поэтому можно попытаться представить, как меня по нему протискивали, сняв у коляски одно колесо. По сравнению с этим последующая двухдневная поездка на нижней полке в практически постоянном горизонтальном положении показалась верхом комфорта.
В самом Кургане намертво отпечаталась в памяти четырёхэтажная гостиница, предназначенная, в том числе, и для приехавших на лечение инвалидов(!). На период оформления меня в центр Илизарова нас заселили на третий(!) этаж, хотя там не было ни пандуса, ни лифта. Очередные проблемы с надорванной поясницей и прочими «радостями», связанными с переноской тяжестей, моим родным были обеспечены…
С тех пор многое изменилось в отношении доступной среды в нашей стране и, в частности, доступности для маломобильных граждан, путешествующих поездом. Нынче инвалиды-колясочники могут путешествовать как самостоятельно, так и с сопровождением, если инвалид не в состоянии без оного обойтись. Для свободного перемещения по России «РЖД» включило в свой подвижной состав вагоны с купе для маломобильных пассажиров, билеты в такие вагоны инвалидам продаются со скидкой от 40 до 50%. Чтобы приобрести билеты в спецкупе, нужно за 2-3 месяца до запланированной даты поездки либо отправить в ОАО «РЖД» онлайн-заявку, либо обратиться за помощью в билетную кассу. При этом необходимо предъявить следующие документы:
— паспорта инвалида и сопровождающего лица;
— справку об инвалидности пассажира;
— справку о персональной программе реабилитации.
Внутри вагон делится на два части: основной (6 обычных купе), плюс купе и туалетная комната для инвалида. В спецкупе: широкая дверь для кресла-коляски любой ширины. Туалет с поручнями и светозвуковым табло для пассажиров с ослабленным зрением и слухом. Купе предназначено для двух человек: инвалида и сопровождающего. Помещение оборудовано двумя спальными местами, столиком и креслом. Нижнее место – трансформер, принимающее любое положение, удобное для инвалида. Оно оборудовано вспомогательными ремнями, с помощью которых инвалид может самостоятельно переворачиваться на полке.
Имеются: кнопка вызова проводника, удобно расположенные розетка и выключатели со звуковыми подсказками и надписями для незрячих, сделанными с помощью шрифта Брайля. Спецкупе предназначены для инвалидов-колясочников I-III группы и маломобильных граждан с серьёзными травмами и увечьями — им продадут билеты в купе для инвалидов лишь в случае предоставления ими медицинской справки, подтверждающей, что они не могут передвигаться без посторонней помощи.
Кстати, если в нужном вам поезде нет вагона для перевозки инвалидов, то заявка станет основанием для включения его в состав.
Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник
Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:
Свежие комментарии